МБДОУ №58 Группа №2 « Колокольчики» город Новороссийск

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Маленькие дети — слушатели, а не читатели. Художественное произведение до них доносит взрослый, перед которым стоит задача — каждое художественное произведение донести до сознания малыша как произведение искусства, раскрыть замысел автора, заразить детей эмоциями, сопереживая героям сказок, стихотворений.

 

 

Детям раннего возраста много рассказывают, русских народных сказок. Именно от рассказчика зависит, будет ребёнок сочувствовать, сопереживать персонажам сказок, поймут или нет ребята переживания и поступки этих персонажей. Например, вы рассказали малышу сказку «Маша и медведь», спросите его:»Что говорил Медведь, когда хотел съесть пирожок?».Ребёнок, естественно, сразу не ответит, а вы попросите его повторить за вами грубым голосом:»Сяду на пенек, съем пирожок?» Точно таким же способом повторяем ответ Машеньки. И в конце сказки становится понятно, что Маша просто перехитрила Медведя и таким образом вернулась к бабушке и дедушке. Повторяя строчки, дети лучше понимают содержание сказки и учатся передавать интонацию голоса героев. Народные сказки, дают прекрасные образцы речи, знакомят детей с красочностью родного языка.

Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой

Для детей в возрасте 2 лет решаются с помощью следующих задач:

 1. Побуждать у ребенка желание слушать рассказывание сказок, стихов, потешек.

2. Готовить детей к рассказыванию: учить отвечать на вопросы взрослого по содержанию рассказанного, прочитанного, вызывать желание и умение повторять за рассказчиком 3-4 предложения.

3. Вырабатывать умения правильно согласовывать слова в предложении, использовать существительные в единственном и множественном числе.

4. Употреблять в речи предлоги, слова-определения, эпитеты, простейшие формы сложных предложений.

5. Побуждать участвовать в драматизации.

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи содержимого. Так, русские народные сказки предпочтительнее рассказывать. Когда рассказчик смотрит на малыша, а не в книгу, усиливается внимание ребенка, восприятие и понимание содержания. После рассказывания сказки, обязательно поясните сыну или дочке новые, непонятные для них слова. Например, в сказке «Зайкина избушка» непонятными будут слова «коса» и «лубяная». И пусть эти слова не так часто употребляются в речи, но знать их значение ребенку надо. Охарактеризуйте Петушка: красивый, сильный, смелый, Лиса: хитрая, нечестная, трусливая. Объясните почему. Заменять слово «лубяная» на «деревянная» не следует, так как теряется народная напевность и особенности языка. Следующий этап работы: попросите ребенка вспомнить интересные моменты сказки и повторить их словами. Например, в той же сказке, спросите: «Как петушок выгонял лису из избушки?», повторите песенку Петуха и пусть ребенок проговаривает слова вместе с вами, затем повторяется песенка Лисы.

 Ознакомление дошкольников с художественной литературой

Приемы знакомства с художественной литературой:

 · Рассказывание русских народных сказок, потешек, считалок.

· Вопросы по содержанию текста.

· Рассматривание картин, иллюстраций.

· Прослушивание произведений в записи (развитие слухового внимания и восприятия).

· Просмотр мультфильмов, художественных фильмов (слуховое и зрительное восприятие).

· Чтение рассказов.

· Заучивание потешек, коротких стихотворений, считалок.

Использование пальчиковых игр, настольного театра и т.п.

Уточняю: все народные сказки, потешки, считалки рассказываются. Авторские сказки, рассказы взрослые читают по книге. Стихи, которые вы хотите выучить с детьми, тоже желательно знать наизусть (ну, хотя бы просто подсматривать)

В процессе знакомства с художественной литературой и фольклором у детей происходит интенсивное развитие:

1. Логического мышления, а значит, развивается и речь детей.

2. Слухового, зрительного восприятия, воображения и памяти.

3. Можно с уверенностью сказать, что у детей воспитываются моральные и нравственные качества личности (учатся добру, пониманию правильности (неправильности) поступков, волевых качеств и прочее).

Научившись понимать героев произведений, их поступки, чувствовать и определять их характер, дети внимательней начинают относиться к своим родственникам, ровесникам, соседям, прохожим на улице и т.д.

Дидактические игры и игровые упражнения для закрепления содержания сказок, рассказов, знаний о предметах, а так же для активизации словарного запаса у детей 2-3лет:

· «Из какой сказки?» — на столе выкладываются картинки из разных сказок, а малыш должен их собрать и разложить на тарелочки, точно определяя название сказки.(«Колобок»,»Репка»,»Курочка Ряба», «Зайкина избушка» и т.п.).

· «Клубок сказок» — взрослый излагает:»Жили-были дед и баба, и была у них Курочка ряба…, Несет меня Лиса за темные леса; Козлятушки — ребятушки, ваша мать пришла… и т.п.), а ребенок должен называть сказку или сказать о ком, о чем эта сказка. В данном случае малыш как бы поправляет взрослого.

· «В гости к кукле Кате» — от имени куклы показываем картинки из 2-3 сказок, а ребенок говорит, что это за сказка или повторяет содержание сказки, поет песенку героя её.

· «Узнай по описанию» — взрослый описывает персонажа сказки, ребенок называет его, в описании можно использовать стихи, загадки, пословицы и т.п.

· «Кто, что делает?»- показываются картинки животных, зверей в действии и малыш должен назвать эти действия предложением или несколькими предложениями.(Коза кормит козляток, кошка лакает молоко, Лиса выгнала Зайку и т.п.).

· «Что у них одинаковое, а что разное?»- например Заяц и Лиса- одинаковое: живут в лесу, оба пушистые, шерстка мягкая. Различие: заяц любит морковь, капусту, а лиса-курятину, мышей; у зайца шерстка белая, серая, а у лисы рыжая, разные уши, хвост и прочее.

· Пальчиковые игры -пальчиками руки имитируем движения героев сказок: зайка скачет, медведь идет вразвалочку по лесу; Коза несет много молока, ей тяжело и т.д.

Во время ответов детей на вопросы взрослого, игр и прочее необходимо следить за четкостью произношения звуков в словах, самих слов, фраз. Обязательно следите, чтобы навыки правильной речи перешли в разговорную речь детей. Дети к 3 годам должны быть подготовлены к восприятию текстов не только эмоционально, но и уметь улавливать признаки, характеризующие персонажей произведений. Не только следить за развитием события в произведении, но и передать словами содержание текста, свое отношение к героям сказок, рассказов, подбирать нужные слова, отличающие одного героя от других. Всё это является основой для последующего развития речи детей.

17 марта 2023 в 18:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.